10 февраля 2013 г.

Огонек...

Девочки, привет)
У нас в Винтажном кафе новое задание - "Back in USSR". Долго ходила думала, что для меня Советский Союз значит, с чем ассоциируется, я ведь о нем знаю только по рассказам других, сама не помню. Ну, дефицит, очереди, газировка то понятно, плакаты всякие с агитацией, "секса нет" (при этом в каждой семье несколько детей), Ленин и комсомол... Но наверное самое главное для меня - это Великая Отечественная. 
Я на эту тему могу говорить очень долго. Дед воевал, Героя Советского Союза не дали только из-за того, что беспартийный был, а ради славы не захотел вступать в партию... Военные песни и парады Победы - это то, что каждый раз до дрожи, до сих пор. Я с бабушкой росла, помню как она мне маленькой пела "На безымянной высоте", я тогда и смысла-то не понимала, но в памяти на всю жизнь эти слова остались. Каждый год на 9 мая ходили к деду на кладбище, сирень носили. И песню про огонек помню, тоже тогда казалось, что она о чем-то хорошем. Наверное самые яркие воспоминания из детства: огонек, сирень и солнышко яркое, сосна на могиле, платье новое к празднику, что-то светлое, доброе. Сейчас этого очень не хватает, а бабушке сегодня семь лет уже, как умерла. Детство осталось там, вместе с ней, в другом городе, в другой какой-то жизни. Открытку делала наверное в память о ней.
Простая, несколько листочков примы, сирень из мелиссы вырезала, фото с салютом Победы на Красной площади из книги "Четвертая высота", в детстве очень любила эту книгу...
Училась когда в техникуме, участвовала в конференции, посвященной освобождению Украины от фашистов. Все лето после первого курса писала доклад о своем городе в годы Великой Отечественной. В военкомате поднимали дела офицеров, в музее не один день провела. Сказать, что было страшно - это ничего не сказать. Маленький треугольничек письма от 8 мая 45 года: "Любимая моя, все закончилось. Я вернусь". И похоронка от 9 мая... Домой приходила и падала, сил не было даже гулять. Мне тогда 16 было. 
У меня бабушка пять лет была прикована к постели, помню по вечерам сидели с ней, она часто рассказывала о войне, о немцах. О том, что среди фашистов тоже было много хороших людей, которые не хотели никого убивать. Но убивали, чтобы выжить самим. Рассказывала, как два немца нашего солдата, мальчишку двадцатилетнего раненого вынесли из-под огня. А их расстреляли. Потому что война...
Вспоминаю День Победы лет 15 назад и сейчас - как сильно поменялось отношение за эти годы. Поздравления на стене в контакте, гордое "Мы помним" и ленточки в грязи на обочине... Может я слишком впечатлительная, но от этого становится мерзко. 
Такие вот у меня сегодня мысли в голове. И вино за упокой. 

20 комментариев:

  1. Люд, у меня опять от твоего поста мурашки...
    Я ни одного фильма военного не смотрела потому, что не могу видеть, как убивают невинных людей сотнями, тысячами, миллионами, тем более детей и стариков... И меня страшно бесят нынешние нелюди, которые убивают ветеранов из-за их наград! Я бы этих сволочей удавила своими руками!
    Вообще, народ страшно изменился, и не в лучшую сторону. Пусть в СССР жилось плохо, ели мы то, что вырастили на даче, стояли в очередях за товарами по талонам, но люди были людьми... А сейчас творится что-то страшное - дети убивают родителей, родители убивают людей... Нам никакой конец света не нужен, мы сами себя уничтожим :(
    Эх, понастальгировала с тобой...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настроение сегодня такое.
      У меня в числе самых любимых фильмов "Пианист" и "За гранью" с Анджелиной Джоли. А в числе любимых книг все тот же "Пианист" и "Дети свободы"... Даже не знаю, что сказать.

      Удалить
  2. Людмила, заинтересовала докладом. то есть через твои руки проходили чьи-то письма? Представляю твои эмоции..у меня никто не воевал, историй не знаю..только так..кино-кино, которое не воспринимаешь всерьез.
    Да, участников ВОв все меньше, поэтому и память стирается. ты молодец

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ир, доклад должен был быть очень официальным - проводились такие-то военные действия, были такие-то герои, освободили город вот так... А я подумала, что 100-120 листов этого бреда читать никто не захочет. Ну и решила немного оживить... Добавила в доклад отрывки из воспоминаний солдат, сканы фотографий и газет военных. С ветеранами разговаривала. Письма читала только те, что в музее в открытом доступе, ну и знакомые у дедушек-бабушек находили, давали посмотреть. Некоторые так и не смогла открыть. Вот так. А доклад потом в Киев уехал да так и не вернулся, грамоту только прислали за призовое место. У матери где-то черновики лежат и куча документов отсканированных

      Удалить
    2. Ну видимо он им очень понравился, раз решили не возвращать!

      Удалить
    3. Я б тоже не вернула. Сто с лишним листов обраток из одного доклада. Обратки в любое время в цене)))

      Удалить
  3. Серьёзный пост-заставляет задуматься!
    Саму коробит то,что День Победы встал в один ряд с Хелоуином и прочими заморскими праздниками!Дочери часто рассказываю о Союзе,но для неё 13-летней это другой,совершенно не знакомый, мир...
    Помню рассказы деда о войне с очень забавлявшим нас,мелких,кличем "За Родину,за Сталина!"

    ОтветитьУдалить
  4. Честно признаюсь, историю люблю не особо... И такими темами даже в школе не интересовалась... Как-то не особо цепляли они меня...Может молода слишком еще.. Но твой пост,Люд, заставил меня задуматься. Теперь и в моей памяти возродились бабушкины рассказы о войне... Я маленькая была, не понимала еще, только сейчас до меня дошло насколько это было страшно. Спасибо)

    ОтветитьУдалить
  5. Люда...до слез...так растрогала, что слова комом в горле...хоть мои дедушка и бабушка не воевали(дедушкин брат не вернулся с фронта), но для меня эта тема слишком чувствительна, спасибо тебе! Открытка потрясающая!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зин, спасибо тебе! Такое настроение плохое было, вот и написала... Высказалась)

      Удалить
  6. Люда, читаю пост и понимаю, что у меня очень похожие воспоминания о детстве, только я с прабабушкой жила. Помню, как она рассказывала, что у них дома квартировались итальянцы, которые угощали детей (у нее было 8 братьев и сестер) шоколадом и говорили, что пошли воевать, чтобы их семьи не пострадали. Тогда я впервые поняла, что мир не делится на черное и белое. Первые уроки человечности, может быть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, новая шапочка блога очень нравится. Нежная такая...

      Удалить
    2. Спасибо, Вик) Шапочку скоро полностью покажу, в смысле открытку. Задание еще не вышло. А шапочка - эт так, sneak-peek))

      Удалить
  7. Ты сегодня с эмоциональным постом.
    Мой родной дед был маленьким, когда началась война, а вот его родной брат погиб в битве за Ленинград, долгое время не могли найти останков, но в 80-е нашли. Лет пять назад я занималась розысками его захоронения, люди помогли-нашла, в Горелово под Питером, хоть знать куда цветочки возложить.
    А у меня про СССР хорошие воспоминания, особенно вспоминаются тогдашние вкусняшки как пломбир-он был обалденным, московское эскимо в пергаментной обертке-сейчас можно увидеть в старых советских фильмах, а еще мои любимые конфеты Птичье молоко-вкус детства :))
    Открытка чудесная, такая же эмоциональная, как и предисловие...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Кристин! Я СССР не помню почти, в 88 родилась.

      Удалить
  8. Девочки, спасибо вам за комментарии!

    ОтветитьУдалить
  9. Важко підібрати слова... Дякую за пост!
    Листівка Дуже гарна!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за то, что поделилась такими мыслями, настроением!...

    про тему войны не хочу писать - все получается либо пафосно, либо бездушно! просто без комментариев - как минута молчания в память твоим родным..

    ОтветитьУдалить
  11. "Четвертая высота" !!! Словами не передать, я как люблю и обожаю эту книгу!! Сразу поняла, откуда взяты слова про огонек! Мне кажется, я знаю книжку наизусть)) И все фото со вкладки помню! Очуменная книга! Читала ее на тыщу раз.
    А еще очень любила двухтомник "Героини" По женщин-героинь на ВОВ. Зоя Космодемьянская, Марите Мельникайте, Людмила Павличенко..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Вчера перечитала пост еще раз, разревелась, достала "Четвертую высоту"...

      Удалить